Ранние работы
Ранние работы Аристотеля состояли в основном из диалогов, многие из которых были потеряны. Его моделью для этих диалогов был, конечно же, Платон. В разгар продуктивности Платон стремился не устанавливать доктрины, а скорее изобразить философа в драматическом процессе открытия. Более того, этот процесс был не просто интеллектуальным, поскольку он происходил в контексте политики, общества и личной борьбы, из-за которых должна была возникнуть философия. Однако позже в карьере Платона, когда Аристотель пришел в Академию, Платон отошел от этой формулы и меньше внимания уделял эстетической композиции. Его диалоги перестали изображать подлинную интеллектуальную борьбу и вместо этого состояли в основном из продолжительной экспозиции с редкими вставками согласия. По крайней мере, одна из причин этого изменения заключалась в том, что интересы Платона превратились в более абстрактные исследования, и он чувствовал, что более прямое изложение будет более четко передавать его идеи.
Тем не менее, все члены Академии писали диалоги, потому что они были методом, установленным Платоном. Даже Аристотель еще не осознавал, что метод, усовершенствованный Платоном, может не подражать.
В его собственных диалогах, однако, использовался другой подход, который больше соответствовал поздним работам Платона. Отказавшись от диалога вопросов и ответов, воплощенного фигурой Сократа, Аристотель использовал более длинные противоположные речи. Таким образом, некоторые литературные историки утверждают, что Аристотель вызвал упадок формы диалога, но, возможно, точнее сказать, что он просто приспособил старую форму к изменяющемуся направлению философии. Более того, его диалоги были более близкой имитацией реальных разговоров и дебатов, происходящих в Академии, а имитация была точкой оригинальных диалогов.
Некоторые из его сохранившихся ранних работ заслуживают отдельного внимания. Диалог «Евдем» был написан вскоре после того, как в 354–353 годах до н.э. умер главный герой, реальный друг Аристотеля. Евдемус был изгнан с Кипра и заболел в Фессалии, и его врачи по сути сдались. Во сне красивый молодой человек явился, чтобы передать три пророчества: Евдем скоро выздоровеет, тиран Феры упадет, и через пять лет Евдем вернется в свой дом. Первые два события произошли как предсказано, и пять лет спустя Евдем пал в битве, возвращаясь в фигуративный дом.
Аристотель использовал эту историю в качестве отправной точки для обсуждения души — в частности, ее бессмертия — и имел дело в основном с вопросами, поднятыми в «Федоне» Платона. Один длинный отрывок Федона опровергает идею о том, что душа — это просто состояние гармонии внутри тела. Но в то время как Платон занимался этим вопросом несколько громоздко, Аристотель попытался упростить спор. Один из его аргументов сводился к следующему: у гармонии есть противоположность, а именно дисгармония. Но поскольку душа не имеет противоположности, она не может быть в состоянии гармонии.
В своем Protrepticus Аристотель продолжал освещать идеи Платона, используя Евдема в качестве модели, но со своей собственной уникальной точки зрения. Его центральным аргументом является то, что интеллектуальная мудрость является главной добродетелью и единственной реальной основой счастья. С помощью различных метафор и иллюстраций он пытается доказать, что жизнь без философии неизбежно бесплодна.
В более поздней работе под названием «Просто философия» Аристотель начал демонстрировать более существенные отличия от Платона. Работа состояла из трех автономных книг.
В первом Аристотель пытается историю философии в сочетании с религией, прослеживая две области как части единой точки развития. В то время как первая книга дает Платону выдающееся место в контексте истории, вторая книга представляет собой убедительное опровержение Платоновской теории форм. В третьей книге Аристотель установил основополагающую точку зрения, с которой он может предложить свои собственные взгляды. Хотя он уверенно спорит о существовании Бога, его реальная концепция неясна: иногда он говорит о Боге как о вселенной, а иногда говорит о Боге как о чистом интеллекте. Тем не менее, «Философия» — одна из первых действительно оригинальных работ Аристотеля, в которой он явно отвергает идеи Платона и представляет несколько своих собственных.