Школьное самоуправление можно определить, как форму реализации школьниками их права на принятие участия в управлении их собственной школой.
Школьное самоуправление предполагает то, что ученики, вместе с педагогами, будут принимать участие в решении вопросов, которые касаются учебного процесса. Если у учеников есть желание организовать школьное самоуправление, то администрация школы должна обеспечить школьникам возможность осуществить это и создать все условия для этого.
Развитие школьного самоуправления делится на несколько этапов.
Кратко рассмотрим их.
Первый этап (начальный) характеризуется отсутствием опыта и навыков организаторской работы. Поручения распределяются прямым назначением педагога. Органов самоуправления в этот период немного и действовать самостоятельно они не готовы.
Для второго этапа характерно расширение самоуправленческого актива, ученики приобретают начальный опыт организаторской работы, интерес к этой работе возникает у большего количества школьников, также в это время возникают первые традиции коллектива и ребята начинают верить в дальнейший успех. В школах в этот период появляются различные клубы и творческие объединения.
И, наконец, третий этап (последний) характеризуется тем, что количество «пассивных» учеников стремится к нулю, то есть почти каждый школьник на этом этапе имеет какой-либо опыт организаторской работы, тем самым школьники становятся организаторами своей жизни.
В разных образовательных учреждениях возможны разные органы школьного самоуправления, такие как школьная дума, школьный парламент, ученический комитет и т.д.
Рассмотрим поподробнее такой орган как школьная дума. Школьная дума, по своему существу, это объединение школьников на добровольной основе, согласовывающее их деятельность.
Депутаты школьной думы избираются на общешкольном собрании по принципу большинства голосов. Как правило, избирается по 2 депутата от каждого класса (с 5-го по 11-ый). Вскоре после того, как все депутаты избраны, избирается председатель школьной думы по такому же принципу.
Школьная дума с позволения директора школы может оказывать влияние на процесс обучения. Депутат может покинуть школьную думу только если он напишет заявление об этом и с его решением согласится больше 50% депутатов.
Помимо осуществления планирования общешкольных мероприятий, школьная дума может решать такие задачи как, улучшения связи между школьниками и педагогами.