Одним из самых любимых понятий Замятина было понятие «еретик». Вторым — «революция». С точки зрения Замятина, мир движется не эволюцией, а революцией. Как только заканчивается период революции, общество становится стабильным, оно впадает в состояние энтропии. Это химический термин, обозначающий спокойное протекание какого-либо процесса после бурного его течения, после всплеска или, по Замятину, после революции. В понятие «революция» Замятин вкладывал исключительно широкий смысл. Все принципиально новое в искусстве, в жизни, политике, природе возможно, по его мнению, только при помощи революции.
Свою позицию по отношению к революции Замятин озвучил в своих работах «О литературе, революции, энтропии и пр.», «О синтетизме». По Замятину, революции необходимы для того, чтобы человечество активно двигалось вперед, а иначе — серая, сонная, спокойная энтропия.
А потому исключительную роль играют в обществе еретики — возмутители спокойствия. Те одиночки, смертники, которые начинают готовить новую революцию, едва закончилась старая. Своими взглядами они опережают время, они не дают обществу пребывать в состоянии энтропии, в состоянии стабильности. Поэтому они как нарушители спокойствия неугодны любому государственному режиму. Для таких, кто расшатывает устои государства, испокон веков уготовлены костры, гильотины, тюрьмы и психбольницы.
Еретичество — это та дрожжевая закваска, благодаря которой мир активно движется вперед. Вот таким еретиком был сам Замятин, который стал главным иллюстратором своей концепции о бесконечности революции. В царское время он был оппозиционером монархии и за повесть «На куличках», где воссоздал страшную ситуацию в царской армии, Замятин был осужден и водворен в питерскую тюрьму на Шпалерной. Но совершенно не странно то, что уже в 20-е годы в ту же тюрьму он попадает как оппозиционер большевистскому режиму.
По Замятину, писатель должен быть еретиком всегда, быть оппозиционером любому режиму, потому что любой, даже самый демократичный режим стремится к покою, к стабильности в государстве. Но стабильность и покой — это энтропия, отсутствие движения и развития. Потому и нужны новые еретики, чтобы движение активизировалось вновь. Роль писателя в обществе — самая активная. Именно писатели прежде всего и должны чувствовать любые несовершенства нового режима.
Применительно к писателю Замятин разработал концепцию матроса на матче. Писатель, как матрос, взбирается на мачту корабля современности и видит с нее дальше, чем те, кто остался на палубе. Матросу на мачте видны рифы, подводные скалы, другие препятствия, которые ждут корабль на пути его следования. Задача писателя – спустившись с мачты, предупредить тех, кто на палубе, что ждет корабль впереди. И тем самым попытаться изменить курс корабля. Таким матросом на мачте стал и сам Замятин. В романе «Мы» он увидел, к чему может приплыть корабль революции — к тоталитаризму и террору. И увидел он это первым из русских писателей уже в 1919 г., когда было далеко до сталинизма, но импульсы его уже проявлялись в большевистском режиме. Воспринял же октябрьскую революцию Замятин как еретик — восторженно, его радовало, по его словам, «то веселое плавание, которое началось в 17-м году». Но потом уже стало не до веселья.