Высшие учебные заведения нуждаются в студентах, как люди – в воздухе. Студенты являются объектом и субъектом учебного процесса, а для коммерческих вузов – еще и источником финансовых средств. Количество часов преподавательской нагрузки напрямую зависит от набранного контингента: чем меньше групп, тем меньше ставок и тем больше преподавателей приходится сокращать.
Принципы рекрутирования, применяемые сетевыми маркетологами, могут быть взяты на вооружение вузами в ходе мероприятий профессиональной ориентации абитуриентов. Специалисты рекламного отдела вуза должны сделать информацию о сроках набора и условиях поступления публичной, а контактные данные позволят потенциальным кандидатам связаться с приемной комиссией и уточнить подробности. В сетевых компаниях менеджеры и консультанты распространяют специальные листовки, и результатом таких действий становится определенное количество ответных звонков.
Следующим этапом отборочной кампании в вузе является налаживание обратной связи с теми, кто позвонил по указанному номеру. Абитуриенты могут подавать документы в несколько вузов, но должны окончательно определиться с местом учебы до срока, предусмотренного правилами поступления в высшие учебные заведения в текущем году. В компаниях прямых продаж привлечение новых клиентов тоже связано с получением персональных данных для оформления документов консультанта и присвоения персонального номера для участия в акциях и программах лояльности.
Существуют вузы, в которых набор на заочную форму обучения происходит несколько раз в год. Из «безответных» телефонных номеров можно создать «резерв абитуриентов», с которым нужно работать при приближении очередной вступительной кампании. Причины отказа тех, кто раньше звонил, могут быть разные: отсутствие свободных денежных средств, необходимых для оплаты обучения на контрактной основе, перемена места жительства, изменение личных жизненных обстоятельств, не позволяющих в это время посвятить себя учебе.
Через какое-то время обстоятельства могут вновь перемениться, и абитуриент сможет пополнить ряды студентов вуза. Стоит периодически «освежать» в памяти кандидатов информацию об учебном заведении, другими словами – напоминать о себе и отбивать контингент у конкурентов. Подобным образом нужно поступать в сетевом бизнесе. Особые «кампании по приглашению», низкая или нулевая плата за регистрацию в системе, подарки и бонусы для новичков – все это может поменять настрой тех, кто ответил отказом ранее. Специальная мотивирующая речь, произнесенная менеджером при телефонном общении, может заинтересовать клиента в сотрудничестве, которое из неуверенного может превратиться в долговечное и плодотворное.
И «сетевики», и специалисты приемных комиссий всегда с волнением ждут вердикта кандидата: откажет в сотрудничестве (заберет личное дело) или присоединится (принесет оригиналы документов)? Новые рекруты помогают менеджерам сетевых компаний расширять свой бизнес, продвигать товары и зарабатывать больше, а специалисты приемных комиссий работают на износ, себя не жалея, чтобы выполнить план по набору и по возможности перевыполнить его. Полное укомплектование первого курса в вузе – гарантия наличия учебной нагрузки, сохранения рабочих мест для преподавателей как минимум на 4 года и повышения престижа вуза.