Методика Сесиль Лупан

Обычно за популярными педагогическими методиками стоят годы исследований, возможности для апробирования тех или и иных способов воспитания и обучения в крупных детских коллективах, кропотливая работа врачей, учителей, психологов. У Сесиль Лупан из всего перечисленного было только время… и бесконечная любовь к двум своим дочерям, для которых, собственно, ее методика и создавалась.

В молодости Лупан не планировала стать педагогом. Будучи театральной актрисой, она несколько лет довольно успешно выступала на бельгийской сцене, а потом вышла замуж и родила ребенка. Вот тут и открылся ее главный талант — быть матерью. Обожая свою девочку, Сесиль мечтала вырастить самого счастливого, веселого и развитого малыша. А потому тщательно прорабатывала на собственном опыте те рекомендации, которые давали профессионалы, в частности, Гленн Доман. По сути, ее педагогические навыки «росли» вместе с малышкой. Именно поэтому методика дошкольного воспитания Сесиль Лупан пользуется такой популярностью среди обычных женщин (несмотря на то, что многие дипломированные психологи и педагоги находят в ней немало изъянов). Но эта система имеет одно важное преимущество: автор лично прошла через все испытания взросления малышей, каждый совет, который она дает другим матерям, прочувствован ей самой.

Впрочем, необходимо учесть, что Сесиль никогда не преподносила свое мнение как догму. Наоборот, основной постулат ее методики состоит в следующем: все дети индивидуальны, следовательно, никаких общих рецептов не существует, необходим личностный, индивидуальный подход. Сама Лупан вырастила и воспитала двух дочерей, и имела возможность убедиться, что даже в одной семье малыши развиваются совершенно по-разному. Однако, самый главный принцип методики Сесиль в том, чтобы не принуждать ребенка, а заинтересовывать его. Нельзя допускать, чтобы развивающие упражнения были крохе в тягость, чтобы он скучал, терял интерес, переключал внимание на что-то другое. Мать должна всегда первой прекращать занятия, чтобы у малыша был стимул возвращаться к ним снова и снова. По убеждению Лупан, учеба, получение новых знаний и навыков, для детей изначально важны не меньше, чем игра. Эту их потребность необходимо реализовывать, никогда не переходя грань между интересным времяпровождением и работой. Каждая минута общения матери с ее малышом должна быть наполнена любовью, лаской, теплотой. Если занятия будут интересны обоим, если они будут дарить радость — система заработает.

Сесиль Лупан, пытаясь изначально воспитывать и развивать дочку по Доману, разочаровалась в его принципе строгого графика занятий. По ее мнению, инициатива должна исходить исключительно от ребенка, а мать просто должна всегда быть в курсе того, как меняются интересы малыша, чтобы иметь возможность скорректировать процесс обучения. К тому же, Сесиль убеждена: гораздо важнее не «насытить» ребенка новыми понятиями, полезной информацией, а научить ее анализировать, обобщать, правильно использовать. Лучше всего это делать в процессе ролевой игры, чтобы у малыша не возникало ощущения, будто бы его контролируют и оценивают.

Она всегда уделяла особое внимание спорту (в первую очередь — плаванию) и творчеству. Лепка, рисование и прочие занятия, направленные на формирование художественного вкуса, должны быть не только совместными. Необходимо давать малышу время для самореализации, избегая постоянной опеки, ежеминутных советов и тотального контроля. Иначе говоря, малыш в любом возрасте имеет право на собственное жизненное пространство, вторгаться в которое недопустимо. Лупан уверяет, что в дошкольном возрасте для детей нет лучших педагогов, чем собственные любящие родители. Ведь для малышей важно не только то, ЧТО именно до них пытаются донести, но главное — КТО пытается это сделать.

В этой части система Сесиль подвергается самой серьезной критике. Психологи видят недостаток методики в том, что она совершенно не учитывает необходимость социальной адаптации ребенка. Действительно, домашнее воспитание при таком трепетном подходе поможет развить интеллектуальные и эмоциональные способности малыша, но не сможет дать ему достаточных коммуникативных навыков. В любом случае методика бельгийской актрисы не диктует родителям какие-то строгие правила, она носит скорее рекомендательный характер. Сесиль всего лишь делится собственным опытом, а пользоваться им или нет — самостоятельный выбор каждого.

Методика Сесиль Лупан уделяет наибольшее внимание воспитанию самых маленьких деток. Даже с грудничком можно начать заниматься — ведь процесс познания мира начинается буквально с первых дней жизни. Обычные гигиенические упражнения, массаж, прогулки на улице — все эти привычные и будничные занятия должны быть наполнены позитивом, радостью, любовью. Малыш не должен грустить и плакать, его мир обязан быть счастливым и гармоничным. Необходимо развивать все органы чувств, стараться каждую минуту чем-то заинтересовывать и удивлять кроху. Чем больше будет вложено в него на первом году жизни, тем с большим интересом он будет учиться в дальнейшем, когда процесс станет сознательным. Главное — не просто опекать, а мягко побуждать к развитию.

Малыш постоянно узнает что-то новое, он улыбается, удивляется, ставит свои маленькие «рекорды». И родители должны радоваться и удивляться вместе с ним. Мать должна хвалить и поощрять ребенка за каждое достижение, но при этом трезво оценивать его возможности. В первую очередь это необходимо для того, чтобы не ставить перед крохой трудновыполнимых (пока что) задач. Всему свое время! Кто-то развивается быстрее, а кто-то медленнее. Детки имеют разные склонности и предпочтения. Не стоит форсировать процесс обучения, рискуя нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Главное — это родительская любовь, в которой малыш должен быть безусловно уверен. Тогда у него все обязательно получится!